Мы не списываем!

ПЛЮС-МИНУС
персональный сайт учителя математики ЛЯХ А.П.

  Главная    Визитка ИсторияКабинет МетодикаКружки Воспитание    Гостевая книга

51 группа физмата Таганрогского пединститута, 1975год

51 группа физмата Таганрогского пединститута, 1975год

Шахматный турнир среди учителей района в честь Дня учителя(IIместо), 80-е годы

Шахматный турнир среди учителей района в честь Дня учителя(IIместо), 80-е годы

Фото из районной газеты "Заветы Ильича", начало 80-х

Фото из районной газеты "Заветы Ильича", начало 80-х

Математический магнитофонный диктант и программированный контроль одновременно, 80-е годы

Математический магнитофонный диктант и программированный контроль одновременно, 80-е годы

Настенная электровикторина, 2000г

Настенная электровикторина, 2000г

Первый опыт информатизации, 2000г

Первый опыт информатизации, 2000г

Технология КСО, работа в группах

Технология КСО, работа в группах, 2004г

Момент урока, 2004г

Момент урока, 2004г

Все заняты делом. 2005г

Все заняты делом. 2005г

Как создавалась моя методика

       Школа основана в 1899 году, в настоящее время располагается в приспособленной постройке, в которой в 2006 году сделан капитальный ремонт, преобразивший старое здание: современная отделка внутри и снаружи, новое оборудование. Учебные кабинеты школы неплохо оснащены: во многих, в том числе в кабинете математики, современные компьютеры, связанные в локальную сеть, все компьютеры имеют выход в Интернет. В 2012-13 у.г. школе обучается   73 человека, параллелей нет, занятия проходят в одну смену.
        Малая наполняемость в условиях подушевого финансирования, да еще в связи с экономическим кризисом создало серьезные проблемы в плане развития, хотя в перспективе намечается рост контингента учащихся.
       В кабинете математики имеется большая раскладная стеклопластиковая доска, рабочий стол учителя оборудован компьютером, есть фотосканер, принтер, медиапроектор,  выход в локальную сеть школы и в Интернет, медиатека по предмету. Современная оснащенность  кабинета математики, практический опыт преподавания этого предмета возникли не вдруг, а в результате последовательной работы по совершенствованию обучения детей весьма непростому, востребованному в современных условиях предмету.
        На протяжении многих лет в кабинете математики работало электронное устройство группового контроля, позволявшего в считанные минуты проверить знания учеников по технологии программированного контроля, потом был компьютер с выходом на  телевизор, сейчас новый, производительный  компьютер, хотелось бы установить медиапроектор, для этого есть экран. Но проектор пока только в кабинете физики.
          Много лет я использую в кабинете настенную электровикторину, где играя, ученики отрабатывают элементарные навыки, уже  много лет используется графопроектор, хотя с появлением медиапроектора нужда в нем практически отпала, но накопленные за годы работы материалы использовать вполне удобно. В кабинете есть хороший комплект задачников, дидактические материалы для учителя и учащихся всех классов.
         Я считаю хорошо оборудованный, функциональный кабинет математики важным условием привития интереса к знаниям, к  изучению этого предмета у детей, базой и основой осуществления личностно-ориентированного образования, необходимого в современных условиях. Есть в кабинете выставка математических моделей, изготовленных учащимися. И сейчас, как и в прошлые  годы, в кабинете продолжается выпуск стенной печати, изготовление наглядности по предмету.
          На протяжении многих лет я уделяла много внимания тому, чтобы обеспечить на каждом уроке как можно более высокий КПД  элементарных дидактических операций: экспресс-опроса, самоконтроля и взаимоконтроля, иллюстрации учебного материала и т.д.  Говорю об этом, чтобы подчеркнуть: вряд ли возможно создать сколько-нибудь ценный педагогический (да, вероятно, и любой другой) опыт на пустом месте, основываясь только на элементах технологий, созданных другими, не внося ничего своего, выстраданного собственными усилиями, в собственных условиях, продуманного не только на ближнюю, но и на среднюю, и на дальнюю перспективу развития.
        Всеми возможными способами я стремилась создать у детей устойчивый познавательный интерес: применяла игровые приёмы, использовала наглядные примеры из физики и биологии (эти предметы лидировали в рейтинге по опросам учащихся), вела внеклассную работу, но часть учащихся (и довольно заметная) учиться не желала. Типичная причина: «Трудно, ничего не понимаю…»
      Тогда и возникла необходимость более глубокого дифференцирования обучения математике применительно к ситуации в нашей  школе. Первое решение - уровни. Сначала их было два, потом стало три, сейчас опять два. Но главное не в этом. Уровней  могло быть сколько угодно, важно как задать соответствие между множествами учеников и уровней. Поначалу это делал учитель, основываясь на экране успеваемости, вывешенном в кабинете. Но нередко самооценка детей бывала выше, чем уровень, назначенный педагогом. Этот психологический дискомфорт легко сводил на нет результаты трудоёмкого процесса дифференцированного обучения. Ведь дети, не усваивающие материал на желательном для них уровне (определяемом отметкой), должны были заниматься дополнительно. Это создавало значительную перегрузку учителю, да и самим детям, но казалось неизбежным. И все же жизнь заставила изменить эту точку зрения: планку для себя должен ставить сам обучаемый. Вообще, это короткое слово «САМ», повторённое многократно во всех возможных контекстах, становится едва ли не основным символом современной школы.
          Здесь уместно сказать ещё об одном обстоятельстве. В те времена, когда результатом работы учителя считались отметки его учеников без учёта цены, которой они достигнуты, мы нередко сталкивались с ситуацией, когда некоторым нашим весьма успешным выпускникам бывало трудно учиться в другом учебном заведении. Они порой имели там отметки не хуже, чем у нас, но это требовало от них немалых, порой огромных усилий. Тогда ещё не было широко известно понятие «адаптивная школа» и адаптироваться приходилось им самим, такие условия, как в нашей школе были не везде. Именно эти соображения и привели  меня в своё время к пониманию того, что отметка сама по себе не может быть мерилом школьной успешности ребёнка, здесь важны и другие параметры, среди которых состояние здоровья школьника, уровень его развития, степень социализации и т.д.
       С этого момента и стали создаваться элементы технологии «успешного» обучения математике, ориентированной уже не на группу учащихся, а (поначалу в самом общем виде) на личность конкретного школьника.
        Когда появились учителя-новаторы, как их тогда называли, которые шаблонную, единообразную советскую педагогику  наполнили глубоким смыслом творчества, поиска, гуманизма, первичности личности, а не цели, я многое почерпнула для своей  работы у многих из них, в первую очередь у В.Ф.Шаталова, чей автограф и ныне хранится в школьном музее. Блочная подача  учебного материала, графические образы, конспекты, организация работы с учебным материалом и многое другое стало  применяться. Что-то потом отошло, не прижилось, не оправдало себя, что-то, изменившись, осталось.
       Мой опыт – это не изолированный и самодостаточный поиск сугубо своего «Я». Это результат многолетнего анализа результатов своей работы в сравнении с результатами коллег с учётом условий и всех значимых обстоятельств этой работы. В  этом смысле я не говорю, что изобрела что-то новое и небывалое. Речь идет лишь о таком наборе инструментов, который в  наших условиях работает хорошо, а также о принципах его создания. Один из основных принципов – дифференцированное обучение.
        В обучении математике дифференциация имеет особое значение, что объясняется спецификой этого предмета. Математика  объективно является одной из самых сложных школьных дисциплин и вызывает субъективные трудности у многих школьников. В то  же время имеется большое число учащихся с явно выраженными способностями к этому предмету. Разрыв в возможностях восприятия курса учащимися, находящимися на двух "полюсах", весьма велик.
       Как успех учебного процесса в целом, успех дифференцированного подхода в обучении существенно зависит от познавательной активности учащихся, от того, насколько они будут заинтересованы в своей деятельности. Ясное знание конкретных целей при  условии их посильности, возможность выполнить требования учителя активизирует познавательные способности школьников, причем на разных уровнях. Если цели известны и посильны ученику, а их достижение поощряется, то для подростка нет ничего естественнее, как стремиться к их выполнению.
       Уровень, на котором ведется преподавание, не надо отождествлять с обязательным уровнем усвоения материала. Уровень  преподавания должен быть в целом существенно выше, иначе и уровень обязательной подготовки не будет достигнут, а учащиеся, потенциально способные усвоить больше, не будут двигаться дальше. Каждый ученик должен пройти через полноценный учебный  процесс. Так, он должен в полном объеме услышать предлагаемый материал со всеми доказательствами и обоснованиями,  ознакомиться с образцами рассуждений, на каких-то этапах участвовать в решении более сложных задач.
      Дифференциация осуществляется не за счет того, что одним ученикам дают меньше, а другим больше, а в силу того, что  предлагая ученикам одинаковый объем материала, устанавливают различные уровни требования к его усвоению.
       Важнейшее условие жизнеспособности любой педагогической системы это, несомненно, постоянное совершенствование,  развитие. Понимание этого обстоятельства на определённом этапе привело меня к технологии КСО.
        Вот слова  В.К. Дьяченко, основоположника этого метода,  из статьи «Основная реформаторская идея современной школы»:
«Все ученики в каждый момент занятий по технологии КСО продвигаются вперёд разными темпами. С отдельными учениками и группами я работаю много. Я часто показываю своим ученикам, как нужно излагать своему партнёру ту или другую тему, задачу, какие нужно давать  объяснения и, главное, как. Главная педагогическая идея прогрессивных педагогов в том, чтобы создать такую организацию учебно-воспитательного процесса, при которой каждый ученик мог бы продвигаться вперёд в соответствии со своими способностями. При классно-урочной системе воплотить эту идею невозможно, потому что темп продвижения у всех учеников один и тот же. При переходе на технологию КСО у каждого ученика свой темп продвижения вперёд. (Выделено мной). Он соответствует его трудолюбию, настойчивости, сообразительности, его умению работать с книгой и со своими соучениками. Если каждый ученик становится учителем по изучаемому предмету, то резко повышается качество усвоения. Если учитывать и домашние занятия ученика (даются блоками и на «3», «4», «5»), то возможности каждого ученика продвигаться вперёд своим темпом в зависимости от его способностей, трудолюбия и интересов, значительно возрастают". Но, что ни говори, а мы все-таки работаем в классно-урочной системе и не можем обеспечить каждому ученику свободный темп продвижения. Это возможно только в рамках одной темы.
     Исходя из сказанного выше, нужно отметить, что описываемый опыт «успешного» обучения математике не является в полной мере примером технологии КСО, хотя и основан частично на её принципах. Это в первую очередь результат многолетней  практической работы по созданию модели развивающего личностно-ориентированного обучения математике учащихся небольшой  сельской школы, включающий в себя элементы различных технологий и теорий, опыт коллег, результаты собственного поиска.
      В последние годы в центре этого поиска стояла технология модульного обучения, позволившая органично соединить в себе наработанное за годы.

   Мобильный класс "Аквариус". Передвижная тележка-стол  Ученические ноутбуки-планшеты в тележке-столе, где они подзаряжаются   Ученический ноутбук-планшет из состава мобильного класса "Аквариус"  В кабинете математики с коллегами из других школ. 2015г

1. Мобильный класс "Аквариус". Передвижная тележка-стол; 2. Ученические ноутбуки-планшеты в тележке-столе, где они подзаряжаются; 3. Ученический ноутбук-планшет из состава мобильного класса "Аквариус"; 4. В кабинете математики с коллегами из других школ. 2015г

  Надо подумать! 2004г В кабинете математики, 2005г  Работа в паре. 2006г  Открытый урок математики проводит Лях Алла Павловна. 2015г   Открытый урок математики проводит Лях Алла Павловна. 2015г  Открытый урок математики проводит Лях Алла Павловна. 2015г  Открытый урок математики проводит Лях Алла Павловна. 2015г     

  1. Надо подумать! 2004г;  2. В кабинете математики, 2005г;  3. Работа в паре. 2006г; 4-7. Открытый урок математики проводит Алла Павловна Лях. 2015г