Гиподинамии нет. К учителю или ученику за консультацией можно
подойти в любой момент
Самостоятельная работа для учеников привычна
Работа
в парах сменного состава
Момент
урока математики
Рабочее место учителя
Шахматные "баталии" в кабинете математики
Графопроектор (оверхедпроектор) еще служит
Настенная электровикторина
Скрин
интерактивного модуля по математики из комплекта ЭОР
|
Кабинет
математики Нижнепоповской школы
Изначально,
когда начинал создаваться кабинет математики в школе, была поставлена
задача сделать его удобным для процесса обучения. Немаловажным
представлялось также отразить в интерьере кабинета внеклассную работу по
предмету и воспитательную работу с классом, для которого кабинет -
классная комната.
Обучение проходит всегда успешнее, если учитель эффективно
использует наглядные и технические средства. При этом основная работа
проводится в классе, и учитель должен иметь под рукой все необходимое,
чтобы обеспечить желаемое разнообразие средств обучения и предъявления
информации. В нашем кабинете есть учебная литература, наглядные пособия,
дидактические материалы, раздаточные материалы дидактического характера,
большое количество тестов, цифровые ресурсы. Дидактические материалы
большей частью разложены по файлам в папках-скоросшивателях. Каждому
классу соответствует свой цвет папки. В любой момент можно быстро найти
необходимое. Цветные ряды папок эстетично смотрятся в книжных шкафах.
Тетради для самостоятельных и контрольных работ обучающихся хранятся в
пластиковых боксах для бумаг. Это эстетично и очень удобно.
Кабинет должен быть удобен для индивидуальной, групповой,
фронтальной работы в любой форме: интерактивной, игровой,
исследовательской, творческой, проектной и т.д.
В моем кабинете есть настольные игры для отдыха детей во время
перемены, для проведения интеллектуальных разминок и использования во
время предметных недель: пазлы, математические головоломки, компьютерные
игры, но на первом месте - шахматы. Немало ребят, которые приобщаются к
этой древней мудрой и развивающей игре именно в кабинете математики.
Особое место занимает в кабинете современный компьютер с
хорошими параметрами и периферией. Периферию составляют сканер с
возможностью сканирования слайдов (что позволяет дать вторую жизнь
диафильмам), лазерный принтер, хорошие звуковые колонки, позволяющие
проводить в классе дискотеки , удовлетворяющие весьма взыскательные
вкусы любителей хорошего саунда. Есть выход в локальную сеть школы и
через нее в Интернет, есть медиапроектор.
Таким образом, кабинет математики содействует повышению
эффективности труда учителя и учащихся, совершенствованию
учебно-воспитательной работы по предмету, достижению более высоких
результатов учения. Наиболее высокие итоги преподавания достигаются,
если кабинет математики в школе рационально оборудован, если учтено все,
до последней мелочи.
Для организации кабинета важно обдумать, как лучше оборудовать
переднюю и боковые стены класса. Для работы с современными
мультимедиаресурсами уже не нужно, как раньше, иметь приспособления для
зашторивания. А значит можно красиво и современно оформить окна,
добиться уюта. Но экран в кабинете совершенно необходим и очень важно,
чтобы он был легко доступен, просто приводился в действие и убирался.
Хорошо, что все это можно приобрести.
Разумеется, в кабинете математики нужна аудиторная доска, имеющая
большую рабочую площадь: место нужно и для того, чтобы несколько
человек могли одновременно отвечать у доски, и для того, чтобы поместить
записи в ходе объяснения нового материала. Доска в нашем кабинете
металлопластиковая, с двумя створками, на такой доске можно писать
обычным мелом из магазина канцтоваров, на ней хорошо видны записи, в
том числе цветными мелками. Эта доска имеет металлическую основу и
вследствие этого на ней удобно крепить таблицы и плакаты с помощью
керамических магнитов или магнитной резины. Часть основной доски занята
координатной сеткой, но она расположена на тыльной стороне, поэтому не
привлекает внимания, если не нужна. Нацарапать сетку на стеклянной
поверхности невозможно, поэтому изображение наносилось нитрокраской с
помощью натянутой туго нити. Створки доски поворачиваются и это удобно,
когда ученик готовит на доске решение, которое в нужный момент будет
показано классу.
Есть в нашем кабинете и дополнительная доска, можно сказать
экспериментальная. Функции этой небольшой доски разнообразны. Ее можно
повесить на специальные крепления впереди, сбоку, можно положить на
стол. Доска представляет собой лист нетолстого оргстекла, вставленного в
рамку, с подложенной снизу бумагой. Можно подложить изображения
графиков, координатной плоскости и т.д. Писать на этой доске нужно
маркерами для досок White Board. Написанное легко стирается .
Ученики старших классов иногда беспокоятся о влиянии мела на кожу
своих рук, после ответа у доски отпрашиваются, чтобы помыть руки.
Работа с мелом придает рукам имеют неряшливый вид, кожа сохнет, и дети
испытывают неприятные ощущения. Чтобы это их не волновало, мел можно
обмакнуть в раствор клея ПВА, который даст на поверхности эластичную
пленку, можно мел вставить в пенал из-под использованного штрих -
корректора, губной помады и т.п.
Экран в нашем кабинете остался от прежних времен, но он удобен,
благодаря пружинному механизму легко убирается в тубус, который
закреплен над доской. На этот экран выводится изображение от
графопроектора , мульмедиапроектора.
В кабинете почти нет настенных стационарных таблиц с формулами. В
последнее время мы требуем знание формул наизусть, т.к. во время
экзамена в новой форме в 9 классе пользоваться справочной литературой
запрещено. Постоянно висят только: таблица квадратов, таблица простых
чисел, таблицы с греческим и латинским алфавитом. Таблицы квадратов и
простых чисел, таблицы с греческим и латинским алфавитом наклеены на
лист ДВП и жестко закреплены на стене. Остальные материалы (таблицы
собственного изготовления, графики, готовые таблицы) вывешиваются на
урок с помощью магнитов на край рабочей доски или над ней. Это сменный
материал для урока, например: формулы сокращенного умножения, изучаемые
тригонометрические формулы и т. п. В кабинете есть современные наборы
таблиц практически по все темам курса математики.
Особое место занимают в кабинете творческие работы обучающихся.
Дети изготовляют объемные фигуры (например, прямоугольный
параллелепипед различной формы), которые я затем использую на уроках,
различные подвижные модели. Этот наглядный материал очень востребован,
«багаж» поделок учащихся постоянно в работе и ежегодно пополняется.
Детям приятно видеть выполненные ими работы в кабинете математики.
Портреты математиков являются неотъемлемой частью кабинета, раньше
они украшали визуальный ряд задней стены, не отвлекая на себя внимание,
и как будто, наблюдая за происходящим в кабинете. Но сейчас портреты
вывешиваются по мере необходимости. Делая экскурс в историю того или
иного фрагмента развития математики, важно познакомить обучающихся с
выдающимися математиками. Математика, ее история -неотъемлемая часть
материальной культуры и истории общества в целом. Но как объяснить,
почему именно эти портреты вывешены на стене?
Вся учебная, справочная, научно-методическая, математическая и
научно-популярная литература находится в книжных шкафах, значительная ее
часть собрана и принесена в кабинет ребятами.
Стенды в кабинете сделаны из пластиковых панелей, обрамлены
декоративным полиуретановым молдингом. В едином стиле оформлены
заголовки, стационарно расположены пластиковые «кармашки» для листов
формата А4. Оборудуя кабинет математики, полезно сделать стенд «Учись
учиться», на котором вывешены варианты домашних самостоятельных работ,
подготовительные варианты контрольных работ по изучаемым темам,
олимпиадные задания для учащихся, интересующихся математикой и т.п. На
стенде «Творческие работы» я выставляю работы учащихся по изучаемым
темам или тематические проектные работы. Необходим стенд с классным
уголком, на котором расположена фотография класса, символика школы и
класса, страничка с поздравлениями учащихся, правила поведения, график
дежурства и другая информация о жизни класса.
В кабинете есть математическая газета, давшая название этому
сайту. Она выпускается не часто, но содержит интересную и важную
информацию, головоломки, в том числе популярные в нашей школе японские
математические головоломки "судоку".
Важно соблюдать режим проветривания. Окна у нас
металлопластиковые, впрочем как и двери, поэтому проветривание не
составляет проблемы, за этим следят дежурные.
Немаловажную роль играют растения. Кабинет математики не должен
быть холодным и отталкивающим. Есть разные мнения относительно растений
в учебных аудиториях, нередко абсолютно надуманные. В нашем кабинете
много цветов, которые повышают влажность и содержание кислорода в
помещении, дети очень любят о них заботиться. Мы вместе изучаем
литературу, а чаще интернет-ресурсы о разведении комнатных растений и
выбираем цветы, которые наиболее благоприятны для школьных помещений и
безопасны для детей. Множество цветов подарено детьми и родителями.
Ребята заботливо ухаживают за цветами, поливают, опрыскивают,
подкармливают, пересаживают. Развивается чувство ответственности за
наших «зеленых» друзей, а отсюда приходит экологическая грамотность.
На лето растения переселяются к ребятам домой, а в августе
возвращаются в школу. Когда какое-либо растение зацветает - это событие,
на которое приходят посмотреть и учителя, и дети.
Нельзя сказать, что процесс оборудования кабинета завершен. Эта
работа – процесс длительный, точнее - постоянный.
|
|