Когда-то классы были немаленькие
Большое место в воспитательной работе занимает казачья тема
Пос. Тацинский. Около краеведческого музея
В
Тацинском краеведческом музее
Памятник танкистам. пос. Тацинский
У
памятника М.Е. Нечаеву. пос. Тацинский
Экологический классный час в 7 классе
Девятый класс
Нижнепоповской школы у Центра занятости. 25.11.2015г
|
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ
РАБОТА
С
самого начала своей работы в школе мне пришлось быть классным
руководителем. И уже тогда мне было понятно, что эта работа дополняет и
обогащает возможности учителя, поскольку вносит элемент неформальности,
теплоты, какой-то семейственности в отношения учителя и учеников.
Общаясь с учеником вне формализованной обстановки урока, можно гораздо
объективнее понять его как человека, как личность, а без этого нечего и
думать, чтобы ребенка развивать, с высоким к.п.д. использовать его
познавательные возможности.
Не открою секрет, утверждая, что воспитательная
работа с детьми дает возможности и в противоположном направлении - для
преподавания предмета. Всегда ребята из моего класса были самыми
активными организаторами
недель математики, математических праздников, олимпиад,
нередких в моей практике математических КВН и т.п.
В прошлом эти две основные задачи школы -
образовательная и воспитательная существовали как бы параллельно, в
практике многих педагогов практически не пересекаясь. При все этом было
немало педагогических теорий, подвергавших критике классно-урочную
систему как раз за ее дискретность, частность, ограниченность во
времени. Не могу не вспомнить в этой связи эпохальный фильм "Доживем до
понедельника", в котором непреходящую роль сыграл недавно ушедший из
жизни великий русский актер Вячеслав Тихонов. Образ такого учителя,
выполняющего свою функцию не только на уроке, но и в жизни, мне очень
близок.
Речь, конечно же, не идет о постоянной
назидательности, перманентном менторском поучении, все как раз наоборот.
Я говорю о совместной деятельности с учащимися, об отношениях, которые в
последние годы стали называть субъект - субъектными. Разумеется, в этом
определении должно подразумеваться вовсе не безграничное "равенство".
Просто воспитывающая роль учителя должна быть органично включена в
происходящее, не должна довлеть. Есть хорошие термины
"сотворчество","сотрудничество", которые адекватно передают суть
деятельности хорошего классного руководителя со своими подопечными.
Самое главное в работе с классом - это хорошая
организация самоуправления. Без этого вообще ничего по-настоящему
достичь нельзя. В моих классах дети всегда планируют свою работу, многое
выбирают сами, иногда что-то мне не совсем нравится, но я знаю,
что запрещать нельзя. Нужно воспитывать собственным примером,
собственным вкусом, совместно проведенными делами. Эта работа требует
времени и терпения, но опыт убеждает, что успех будет. Постепенно
пришедшие ко мне пятиклассники становятся патриотами своего класса,
своей школы, они учатся выполнять свои обязанности всерьез, учатся
помогать другим, учатся тому, что высокопарно можно назвать социальной
ответственностью. Это как раз то, чего так не хватает в нашем обществе с
его полярной нетерпимостью, гигантской разницей в доходах, экологической
наивностью.
Очень важно, полагаю, дать каждому
ребенку, говорю это без всякого преувеличения, раскрыть себя. В этом,
чаще всего, золотой ключик, позволяющий открыть его душу для
воспитательного воздействия. Каждый человек хочет и должен быть
успешным. В этом не только тема моего сформированного за многие годы
опыта преподавания математики, но девиз воспитательной работы. Нет ни
одного человека, тем более ребенка, которому было бы все равно признают
ли его лидерство в какой-либо области деятельности или нет. Найти эту
позитивную область - задача воспитателя. Никакие формальные беседы,
назидания, просмотры фильмов в этом не помогут. Нужно дать
возможность ребятам иметь как можно больше видов деятельности, где можно
себя проявить, получить признание своих умений. Это не должна быть
только чисто исполнительская работа, хотя и она важна. Нужно побольше
творческих видов деятельности, непростых задач, где можно себя проявить
неординарно.
Поэтому мы всегда в классе много поем,
танцуем, ставим сценки. Ребята занимаются в танцевальном кружке Дворца
Культуры. С руководителем танцевального кружка, моей бывшей ученицей
Бушмакиной Т.И. мы сотрудничаем уже много лет. Мальчики обычно сначала
стесняются, но потом, видя успех других, быстро учатся сценическому
искусству: поют, танцуют не хуже девочек. Хорошо помогает система
караоке, правда репертуар бы желательно расширить. В нашем классе
хорошие колонки с компьютером.
Сценический успех очень влияет на
самооценку, такие ребята уже не могут учиться плохо, стремятся свои
успехи улучшить. Очень сближают ребят, позволяют им проявить себя, а
воспитателю лучше узнать каждого в неформальной обстановке условия
похода, путешествия. Здесь всегда простор для проявления находчивости,
предусмотрительности, заботы и всех самых лучших, а иногда и не самых
лучших, качеств человека. Поэтому, как бы ни было трудно, всегда хожу с
детьми в походы, иногда с ночевкой. Время от времени ездим с ребятами в
поселок Тацинский, там хороший музей. Тацинский музей небольшой, но в
нем удивительная обстановка искренности, уважения к истории малой
родины. Кстати, в этом музее с гордостью показывают материалы о
тацинских учителях - победителях конкурса лучших учителей в рамках
приоритетного национального проекта "Образование". Не удивительно, что
победителей в небольшом Тацинском районе так много. Думаю, бережному
отношению к учителю, его неповторимой личности, уникальному опыту
отдельные руководители образования могли бы поучиться у тацинских
коллег.
Много внимание в своей работе с классом
уделяю экологии, поскольку это направление, которое не должно никого
оставить равнодушным. Люди часто просто не представляют последствий
сжигания полиэтилена, они не догадываются сплющить пластиковую бутылку,
прежде, чем выбросить в контейнер, не знают реальной ситуации в своей
местности. Обязательно проводим серьезную работу в этом направлении.
Много внимания уделяю также пропаганде здорового образа жизни,
соблюдению правил дорожного движения. Но все это, по возможности,
не поучениями, а в более активной форме, предполагающей элементы
самообразования, что-то вроде бывших политинформаций.
Широко использую в своей работе
компьютерную сеть школы, интернет. По моему заданию материалы в инете
ищут и ребята. Мой 8 класс, наверное, самый продвинутый в школе
применительно к тому, что сейчас называют компьютерными технологиями. На
сайте нашей школы многие из них представляют цифровые произведения, а
Касьянова Лена даже целую страницу.
Изменились ли дети за годы моей работы?
Думаю, секреты успешной воспитательной работы остались теми же. В центре
ее так же стоит деятельность. Но критерии успешности человека
изменились, и здесь также во главе стоит деятельность, а не только
пресловутые знания, умения и навыки. В этом свете намечаемые реформы
образования в связи с введением новых стандартов представляются
перспективными.
1. В походе. Сентябрь 2008г; 2.Классная
конференция по поэзии В.С. Высоцкого, 2008г; 3.На математическом вечере
учитель начинает, остальное делают ученики; 4.Художественная
самодеятельность; 5. Занятия класса во Дворце Культуры; 6. Экскурсия на
хлебопекарню; 7. Экскурсия на "Аэроалюминий"
Ярмарка профессий (25.11.2015)
Наш девятый класс вместе с классным
руководителем Аллой Павловной Лях пригласили на ярмарку профессий,
которая должна была состояться на следующий день, 25 ноября. Все сразу
же загорелись этой идеей: ведь не за горами то время, когда мы закончим
Нижнепоповскую школу, и должны будем думать о дальнейшей учебе.
Сотрудник Белокалитвинского Центра занятости Марина Петровна
Руденко встретила нас очень радушно и проводила к месту событий. В
просторных помещениях центра нас ждали презентации 11 профессий, и
каждая из них была по-своему интересна. Нечего и говорить, что все эти
специальности необходимы для общества.
Юные парикмахеры из поселка Шолоховского под руководством Татьяны
Васильевны Котовой показали свое мастерство, делая нашим девочкам
прически. Кулинары из кадетского корпуса, руководимые Зоей Васильевной
Петровой, угостили всех кондитерскими изделиями своего приготовления.
Кандидат философских наук А.Н. Коршунов из Донецкого филиала Института
управления, бизнеса и права предстал в качестве современного Мегрэ,
показав, как обнаруживаются и фиксируются отпечатки пальцев.
Очень представительно выглядел Белокалитвинский политехникум.
Автомеханик Сергей Владимирович Вдовенко из этого учебного заведения
представил профессию автомеханика, явно заинтересовавшую парней. Надо
сказать, что техникум презентовал целый ряд интересных и востребованных
профессий. Не случайно, многие из выпускников нашей школы успешно
продолжают образование там.
Преподаватель Алексей Викторович Любушкин и студент Александр
Васильченко рассказали о специальности монтажника и наладчика
электрооборудования, профессию социального работника представила Мария
Ивановна Азарова, о работе юриста поведал студент Виктор Рыбаков,
студент Юрий Климов презентовал специальность «прикладная информатика»,
а о работе с документами говорила преподаватель Светлана Петровна
Пархоменко.
Преподаватель Белокалитвинского многопрофильного техникума, бывшего
лицея №103, Елена Анатольевна Придыба пригласила нас учиться в этот
техникум. Нам было очень интересно знакомиться с каждой профессией,
которую можно получить в нашем городе и районе, не уезжая далеко от
родного дома. Мне кажется, что многие из ребят - а посетителей на
мероприятии было очень много - сделали свой выбор относительно будущей
профессии. Все мои одноклассники очень благодарны организаторам ярмарки
профессий и нашему классному руководителю за прекрасные впечатления и
информацию, полученную там. Кстати, мы привезли в школу целую пачку
газет, листовок, буклетов по материалам ярмарки профессий, которые,
несомненно, пригодятся в дальнейшей работе по профориентации.
Виктория Бугрей, ученица 9 класса Нижнепоповской
школы
Методические
разработки
События в работе с
классами
|