Фарфоровая фигурка Хотэя
Хотэй. Фигурка из слоновой кости
Фигурка Хотэя. Гипс
Хотэй
Один из семи богов счастья Хотэй. Гора счастья.
Хотэй считался воплощением счастья и беззаботности
Страница
1,
2,
3
|
НЭЦКЕ
стр.1
Вопрос о происхождении нэцкэ имеет альтернативу: нэцкэ —
японское изобретение, или же нэцкэ были заимствованы японцами. Нэцкэ —
одновременно и утилитарная деталь костюма, имеющая специфическую форму,
и художественное произведение, оформленное в определённом стиле. Каждый
из этих «аспектов» нэцкэ может дать свой ответ на вопрос об их
происхождении.
Брелоки-противовесы типа нэцкэ
использовались на обширной территории: в Японии и Венгрии, на Крайнем
Севере и в Эфиопии. В сущности «нэцкэ» появляются там, где имеется
костюм без карманов, но с поясом. Поэтому рискованно объяснять обычай
ношения предметов типа нэцкэ заимствованным извне: этот обычай может
оказаться местным. Если брелоки, существующие в разных странах,
обнаруживают стилистическую близость, то это — веский повод для
предположения о влияниях и заимствованиях. Нэцкэ в виде палочки
или пуговицы употреблялись и раньше, но именно в XVII веке они начинают
приобретать характер миниатюрной скульптуры.
В Японии если не сам обычай ношения
предметов за поясом с помощью противовеса-брелока, то специфика его
художественного оформления (в виде резной скульптуры, рельефной
пластинки и пр.) несомненно не местного, скорее китайского
происхождения, где подвесные брелоки изготавливали уже в III в. до н. э.
В период Мин (1368—1644) китайцы называли такие предметы чжуйцзы (zhuizi)
или пэй - чуй (pei-chui) — изделия, аналогичные нэцкэ и по функциям и по
оформлению. К этому времени уже давно существовали прочные
традиции заимствования японцами различных элементов духовной и
материальной культуры Китая, в том числе и одежды.
Название брелоков также указывают на
Китай. «Нэцкэ» — не единственное их обозначение в Японии. Иногда
встречаются и такие, как кэнсуй, хайсуй и хайси. Но именно эти названия,
по-китайски означающие соответственно: сюань-чуй, пэй-чуй и пэй-цзы,
использовались в Китае наравне с самым распространённым термином
чжуй-цзы. Некоторые ранние нэцкэ назывались карамоно («китайская вещь»)
или бори («китайская резьба»). Связь нэцкэ с их китайским прототипом
очевидна. Но роль пэй-цзы в истории нэцкэ не стоит преувеличивать:
очень скоро в Японии на основе чжуй-цзы были выработаны оригинальные
формы нэцкэ и приёмы резьбы, введены новые сюжеты и переосмыслены
старые. В Японии нэцкэ превратилось в самостоятельное и высокоразвитое
искусство, чего не произошло с китайскими чжуй-цзы.
До XVII века сведений об использовании
японцами нэцкэ нет. Вещи, которые необходимо было иметь при себе, носили
по-другому. В истории японского костюма существовало несколько способов
прикреплять вещи к поясу. Самый древний предмет, который носили в Японии
с помощью приспособления, сходного с нэцкэ, это упоминаемый ещё в
сочинениях первой четверти VIII века «Кодзики» ("Записи о делах
древности") и «Нихонги» («Анналы Японии») хиути-букуро — мешочек для
кремня и огнива, который крепился к эфесу меча. Обычай оказался
стойким. В живописи периода Хэйан (794—1185) нередко встречаются
изображения хиути-букуро (например, в иконе божества Конгобу-дзи
монастыря Коя-сан). Мешочек для кремня и огнива можно видеть и на свитке
Нагатака Тоса (конец XIII века) «Живописное повествование о монгольском
вторжении» у человека, докладывающего о появлении вражеского
флота. В период Камакура и Муромати (1335—1573) хиути-букуро стали
использовать как кошелёк, портативную аптечку и т. д., но носили его так
же, как и раньше.
Параллельно с этим
распространены были и другие приспособления. Прежде всего это оби-хасами,
которые, как сказано в сочинении 1821—1841 годов «Разговоры в ночь
Крысы», были предшественниками нэцкэ. Оби-хасами — фигурно обрамлённый
крючок; верхний загиб его зацепляется за пояс, а к выступу внизу
привязывались различные предметы. Аналогичные вещи дошли до нас от
минского времени в Китае. Форма оби-хасами не привилась, поскольку
такой способ был небезопасен: при быстром движении, сгибании корпуса
легко можно было уколоться длинным и острым крючком.
Ещё одной формой, предшествовавшей и
отчасти сосуществовавшей с нэцкэ, является обигурува — поясное кольцо, к
которому
крепились кошелёк, ключи и т. п. Возможно, что такой тип крепления попал
в Японию из Монголии.
Первые нэцкэ
В Японии первые нэцкэ появляются во второй половине XVI — начале XVII в.
Возможно, свою роль здесь сыграли конкретные события: походы в
Корею военного правителя Японии Тоётоми Хидэёси в 1592 и 1597 годах. Эту
дату появления нэцкэ подтверждают изображения костюмов в живописи того
времени и сведения литературных источников. В росписи ширмы конца XVI
века «Объездка лошадей» один из наездников изображён с инро,
свисающим с пояса. Складки одежды скрывают предмет, к которому оно
привязано, но, судя по позиции инро — нэцкэ. Существует описание
охоты Токугавы Иэясу, в котором среди прочих деталей костюма Иэясу
упоминается и нэцкэ в виде тыквы-горлянки. Это — самые ранние
свидетельства ношения брелоков-противовесов в Японии.
Фигурки нэцкэ изготавливались из слоновой
кости, лучших сортов древесины, нередко представляли собой произведение
искусства, стоили недешево. Да и сейчас такие фигурки могут стоить
несколько тысяч долларов.
В современной России фигурки
нэцкэ получили распространение большей частью в виде гипсовых фигурок,
повторяющих формы своих дорогих прототипов. В этих фигурках привлекает
заложенная в них мудрость, совершенство, гармония смысла и его
материального воплощения. Такие фигурки считаются талисманами, их дарят
как сувениры, обереги, предметы коллекционирования. Нэцкэ пришли в
нашу культуру вместе с восточным календарем, обилием китайских товаров,
высококачественной японской электроникой и автомобилями. Нэцке лишний
раз подтверждают, что Восток - дело тонкое.
Хотэй
Хотэй - "холщовый мешок" - один из семи богов счастья: бог общения,
веселья и благополучия. Он предопределяет людские судьбы и помогает в
осуществлении заветных желаний. С этим связано поверье: если потереть
фигурку Хотэя по животу 300 раз, думая о чем-то хорошем, то загаданное
желание обязательно исполнится. Изображение Хотэя связано с
конкретным персонажем, который жил в Китае в X
веке: маленький толстый монах по имени Ци Цы с большим холщовым мешком и
четками, ходивший по деревням. Легенда гласит, что там, где он
появлялся, к людям приходила удача, здоровье и благосостояние.
Если кто-то спрашивал, что находится в его мешке, он отвечал, что там у
него весь мир. Однажды, будучи уже пожилым, сидя у какого-то храма,
Хотэй сказал: " Эй, люди, люди, не узнали вы меня. Ведь я - грядущий
Будда - Майтрейя. На Дальнем Востоке пришествие Будды - Мантрейя,
которое понималось, как упорядочение Вселенной, как достижение мировой
гармонии, в народном осмыслении означало наступление эры процветания,
благополучия, довольства и беззаботной жизни всех людей. Не случайно,
Хотэй считался воплощением счастья и беззаботности. В
XVII веке образ Хотэя был канонизирован.
1-2.
Три обезьяны: Не говорю зла, не вижу зла, не слышу зла. Охранительный
символ; 3.
Аматэрасу, богиня солнца, повелительница семи богов. Воплощение всех
лучших женских добродетелей;
4. Гуаньинь,
воплощение сочувствия. Покровительница женщин и детей, защитница от
всяких бед; 5.
Эбису. Бог счастья, покровитель торговли и ремесел, держит в руках
священную рыбу Тай - символ удачи и духовных достижений;
6.
Бог моря, повелитель водных стихий, покровитель моряков;
7и 8.
Дзюрадзин. Один из семи богов счастья, бог мудрости и долголетия. В
руках у него свиток с надписью "Небеса даруют бессмертие;
9.
Бисямонтен, один из семи богов счастья, податель духовных и материальных
благ. Покровитель воинов и людей, занимающихся боевыми искусствами;
10.
Лю Хай с трехлапой жабой. Бог богатства и удачи. Трехлапая жаба
исполняет все желания и притягивает к себе богатства;
11.Фигурка
Хотэя; 12. Где появлялся Хотэй, к людям приходила удача. Хотэй с персиками.
НЭЦКЭ Восточные Сувениры Фэн-Шуй Подарки Божества
|