Учиться нужно весело!

ПЛЮС-МИНУС
персональный сайт учителя математики ЛЯХ А.П.

Главная    Визитка ИсторияКабинет МетодикаКружки Воспитание    Гостевая книга

Фарфоровая фигурка Хотэя

Фарфоровая фигурка Хотэя

Хотэй. Фигурка из слоновой кости

Хотэй. Фигурка из слоновой кости

Фигурка Хотэя. Гипс

Фигурка Хотэя. Гипс

Хотэй

Хотэй

Один из семи богов счастья Хотэй

Один из семи богов счастья Хотэй. Гора счастья.

Хотэй считался воплощением счастья и беззаботности

Хотэй считался воплощением счастья и беззаботности

 

 

Страница 1 2, 3

Коллекция

НЭЦКЕ  стр.1

 

         Вопрос о происхождении нэцкэ   имеет альтернативу: нэцкэ — японское изобретение, или же нэцкэ были заимствованы японцами. Нэцкэ — одновременно и утилитарная деталь костюма, имеющая специфическую форму, и художественное произведение, оформленное в определённом стиле. Каждый из этих «аспектов» нэцкэ может дать свой ответ на вопрос об их происхождении.
       Брелоки-противовесы типа нэцкэ использовались на обширной территории: в Японии и Венгрии, на Крайнем Севере и в Эфиопии. В сущности «нэцкэ» появляются там, где имеется костюм без карманов, но с поясом. Поэтому рискованно объяснять обычай ношения предметов типа нэцкэ заимствованным извне: этот обычай может оказаться местным. Если брелоки, существующие в разных странах, обнаруживают стилистическую близость, то это — веский повод для предположения о влияниях и заимствованиях. Нэцкэ в виде  палочки или пуговицы употреблялись и раньше, но именно в XVII веке они начинают приобретать характер миниатюрной скульптуры.
        В Японии если не сам обычай ношения предметов за поясом с помощью противовеса-брелока, то специфика его художественного  оформления (в виде резной скульптуры, рельефной пластинки и пр.) несомненно не местного, скорее китайского происхождения, где подвесные брелоки изготавливали уже в III в. до н. э. В период Мин (1368—1644) китайцы называли такие предметы чжуйцзы  (zhuizi) или пэй - чуй (pei-chui) — изделия, аналогичные нэцкэ и по функциям и по оформлению. К этому времени уже давно  существовали прочные традиции заимствования японцами различных элементов духовной и материальной культуры Китая, в том числе и одежды.
        Название брелоков также указывают на Китай. «Нэцкэ» — не единственное их обозначение в Японии. Иногда встречаются и такие, как кэнсуй, хайсуй и хайси. Но именно эти названия, по-китайски означающие соответственно: сюань-чуй, пэй-чуй и пэй-цзы, использовались в Китае наравне с самым распространённым термином чжуй-цзы. Некоторые ранние нэцкэ назывались карамоно («китайская вещь») или бори («китайская резьба»). Связь нэцкэ с их китайским прототипом очевидна. Но роль пэй-цзы в истории  нэцкэ не стоит преувеличивать: очень скоро в Японии на основе чжуй-цзы были выработаны оригинальные формы нэцкэ и приёмы  резьбы, введены новые сюжеты и переосмыслены старые. В Японии нэцкэ превратилось в самостоятельное и высокоразвитое искусство, чего не произошло с китайскими чжуй-цзы.
       До XVII века сведений об использовании японцами нэцкэ нет. Вещи, которые необходимо было иметь при себе, носили по-другому. В истории японского костюма существовало несколько способов прикреплять вещи к поясу. Самый древний предмет, который носили в Японии с помощью приспособления, сходного с нэцкэ, это упоминаемый ещё в сочинениях первой четверти VIII века «Кодзики» ("Записи о делах древности") и «Нихонги» («Анналы Японии») хиути-букуро — мешочек для кремня и огнива,  который крепился к эфесу меча. Обычай оказался стойким. В живописи периода Хэйан (794—1185) нередко встречаются изображения хиути-букуро (например, в иконе божества Конгобу-дзи монастыря Коя-сан). Мешочек для кремня и огнива можно видеть и на свитке Нагатака Тоса (конец XIII века) «Живописное повествование о монгольском вторжении» у человека, докладывающего о появлении  вражеского флота. В период Камакура и Муромати (1335—1573) хиути-букуро стали использовать как кошелёк, портативную аптечку и т. д., но носили его так же, как и раньше.
         Параллельно с этим распространены были и другие приспособления. Прежде всего это оби-хасами, которые, как сказано в сочинении 1821—1841 годов «Разговоры в ночь Крысы», были предшественниками нэцкэ. Оби-хасами — фигурно обрамлённый крючок; верхний  загиб его зацепляется за пояс, а к выступу внизу привязывались различные предметы. Аналогичные вещи дошли до нас от минского времени в Китае.  Форма оби-хасами не привилась, поскольку такой способ был небезопасен: при быстром движении, сгибании корпуса легко можно было уколоться длинным и острым крючком.
       Ещё одной формой, предшествовавшей и отчасти сосуществовавшей с нэцкэ, является обигурува — поясное кольцо, к которому
крепились кошелёк, ключи и т. п. Возможно, что такой тип крепления попал в Японию из Монголии.

Первые нэцкэ

     В Японии первые нэцкэ появляются во второй половине XVI — начале XVII в. Возможно, свою роль здесь сыграли конкретные  события: походы в Корею военного правителя Японии Тоётоми Хидэёси в 1592 и 1597 годах. Эту дату появления нэцкэ подтверждают изображения костюмов в живописи того времени и сведения литературных источников. В росписи ширмы конца XVI века «Объездка  лошадей» один из наездников изображён с инро, свисающим с пояса. Складки одежды скрывают предмет, к которому оно привязано,  но, судя по позиции инро — нэцкэ. Существует описание охоты Токугавы Иэясу, в котором среди прочих деталей костюма Иэясу  упоминается и нэцкэ в виде тыквы-горлянки. Это — самые ранние свидетельства ношения брелоков-противовесов в Японии.
       Фигурки нэцкэ изготавливались из слоновой кости, лучших сортов древесины, нередко представляли собой произведение искусства, стоили недешево. Да и сейчас такие фигурки могут стоить несколько тысяч долларов.
         В современной России фигурки нэцкэ получили распространение большей частью в виде гипсовых фигурок, повторяющих формы своих дорогих прототипов. В этих фигурках привлекает заложенная в них мудрость, совершенство, гармония смысла и  его материального воплощения. Такие фигурки считаются талисманами, их дарят как сувениры, обереги, предметы  коллекционирования. Нэцкэ пришли в нашу культуру вместе с восточным календарем, обилием китайских товаров, высококачественной японской электроникой и автомобилями. Нэцке лишний раз подтверждают, что Восток - дело тонкое.

Хотэй

        Хотэй - "холщовый мешок" - один из семи богов счастья: бог общения, веселья и благополучия. Он предопределяет людские судьбы и помогает в осуществлении заветных желаний. С этим связано поверье: если потереть фигурку Хотэя по животу 300 раз, думая о чем-то хорошем, то загаданное желание обязательно исполнится.  Изображение Хотэя связано с конкретным персонажем, который жил в Китае в X веке: маленький толстый монах по имени Ци Цы с большим холщовым мешком и четками, ходивший по деревням. Легенда гласит, что там, где он появлялся, к людям приходила  удача, здоровье и благосостояние. Если кто-то спрашивал, что находится в его мешке, он отвечал, что там у него весь мир. Однажды, будучи уже пожилым, сидя у какого-то храма, Хотэй сказал: " Эй, люди, люди, не узнали вы меня. Ведь я - грядущий Будда - Майтрейя. На Дальнем Востоке пришествие Будды - Мантрейя, которое понималось, как упорядочение Вселенной, как достижение мировой гармонии, в народном осмыслении означало наступление эры процветания, благополучия, довольства и беззаботной жизни всех людей. Не случайно, Хотэй считался воплощением счастья и беззаботности. В XVII веке образ Хотэя был канонизирован.

 Три обезьяны: Не говорю зла, не вижу зла, не слышу зля. Охранительный символ   Аматэрасу, богиня солнца, повелительница семи богов. Воплощение всех лучших женских добродетелей.   Гуаньинь, воплощение сочувствия. Покровительница женщин и детей, защитница от всяких бед.  Эбису. Бог счастья, покровитель торговли и ремесел  Бог моря, повелитель водных стихий, покровитель моряков Дзюрадзин. Один из семи богов счастья, бог мудрости и долголетия Дзюрадзин. Один из семи богов счастья, бог мудрости и долголетия Бисямонтен, один из семи богов счастья, податель духовных и материалных благ. Покровитель воинов и людей, занимающихся боевыми искусствами Лю Хай с трехлапой жабой. Бог богатства и удачи. Трехлапая жаба исполняет все желания и притягивает к себе богатства   Фигурка Хотэя Где появлялся Хотэй, к людям приходила удача

  1-2. Три обезьяны: Не говорю зла, не вижу зла, не слышу зла. Охранительный символ; 3. Аматэрасу, богиня солнца, повелительница семи богов. Воплощение всех лучших женских добродетелей;  4.   Гуаньинь, воплощение сочувствия. Покровительница женщин и детей, защитница от всяких бед; 5. Эбису. Бог счастья, покровитель торговли и ремесел, держит в руках священную рыбу Тай - символ удачи и духовных достижений;  6. Бог моря, повелитель водных стихий, покровитель моряков; 7и 8. Дзюрадзин. Один из семи богов счастья, бог мудрости и долголетия. В руках у него свиток с надписью "Небеса даруют бессмертие; 9. Бисямонтен, один из семи богов счастья, податель духовных и материальных благ. Покровитель воинов и людей, занимающихся боевыми искусствами;  10. Лю Хай с трехлапой жабой. Бог богатства и удачи. Трехлапая жаба исполняет все желания и притягивает к себе богатства; 11.Фигурка Хотэя; 12. Где появлялся Хотэй, к людям приходила удача. Хотэй с персиками.

  НЭЦКЭ Восточные Сувениры Фэн-Шуй Подарки Божества